Александр Мартыненко
Заведующий лабораторией «Технологии изготовления керамических изделий» кафедры Технологии материалов и материаловедения Инженерной школы ДВФУ, доцент, инструктор мастерской художественной керамики Центра "ТриА"
ОБРАЗОВАНИЕ
1995-1999 –Институт Физики и Информационных Технологий ДВГУ. Специальность – физик;
1997-2005 – инженер-электрик, менеджер в ЗАО «Компьютерные сети»;
1999-2006 – инженер Института Физики и Информационных Технологий ДВГУ;
с 2006 – технический директор, художественная мастерская «Асстей»;
с 2006 – учебный мастер на отделении "Художественная обработка материалов" ДВГТУ ИМАПТ, специализация - художественная керамика;
с 2007 – организатор летних школ керамики для абитуриентов студентов и преподавателей творческих специальностей;
с 2010 – Заведующий лабораторией «Технологии изготовления керамических изделий» Кафедры Технологии материалов и материаловедения ИШ ДВФУ;
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В 1999 году окончил Институт Физики и Информационных Технологий ДВГУ по специальности "Физика". Работал инженером в ДВГУ, ЗАО "Компьютерные сети". Но ,благодаря общению с людьми, увлеченными художественной керамикой , я проникся к ней интересом и 2006 году мы с Евгением Лапо стали соучредителями Художественной мастерской "Асстей", в которой трудимся и по сей день. А ещё на протяжении 16 лет работал в лаборатории Керамики направления Технологии художественной обработки материалов Инженерной школы ДВФУ в качестве учебного мастера и заведующего лабораторией. Направлений деятельности у мастерской «Асстей» множество и одно из них:
проведение летних пленэров по керамике. Я присоединился к их организации в 2007 году. За эти годы мы побывали в десятках красивейших мест Приморья. Каждый пленэр заряжает энергией, даёт массу впечатлений, формирует темы для творчества на годы вперёд. Так пленэр в 2014 году проводился на базе археологического лагеря, за что руководителю археологической экспедиции , профессору Евгении Ивановне Гельман, принимающей стороне, наша особая благодарность. Лагерь стоял в непосредственной близости от раскопок городища Янчжоу государства Бохай, в трёх километрах на север от пос. Краскино. Евгении Ивановне вместе с коллегами удалось погрузить нас в атмосферу древней культуры, вовлечь в свою работу, ведь весомой частью найденных артефактов является именно керамика, и кому как не современным керамистам в тандеме с археологами разгадывать как и зачем их древние коллеги изготовливали тот или иной предмет. Об одном из таких керамических артефактов, регулярно встречающемся на раскопках бохайских городищ и вызывающем непрекращающиеся споры, рассказал нам профессор Александр Львович Ивлиев, и мы, конечно же, постарались внести свою лепту в его исследование: провели реконструкцию артефакта, опробовали различные варианты использования и способы изготовления, ведь это такой шанс соприкоснутся с тысячелетней историей. Столько всего нового мы узнали об истории нашего края и сопредельных государств в процессе живого общения с учёными, сколько уникальных археологических находок нами было увидено и исследовано.
Во время проведения пленера на раскопках находилась группа южнокорейских археологов во главе с профессором Кафедры наследия Чжун Сук-Бэ Корейского Национального Университета Культурного Наследия. Они проводили раскопки керамической мастерской на территории городища и обнаружили при ней хранилище глины. Археологи передали нам образцы глины и попросили оценить её. Евгений исследовал глину, сделали её срезы, попробовал сформовать из неё изделия на гончарном станке, а также методом свободной лепки. Далее изделия высушили и обожгли, а затем передали археологам свои наблюдения о её свойствах, а также часть получившихся изделий. Эти отношения получили развитие: нас с Евгением включили в состав делегации археологов и той же зимой мы посетили Корейский Национальный Университет Культурного Наследия (г. Пуё, Республика Корея). Профессор Чжун Сук-Бэ провёл экскурсию по кампусу Корейского Национального Университета, познакомил с с Сунг Джэи Чой, профессором Отделения Керамики Департамента Традиционного Искусства и Ремесла, который в свою очередь показал нам керамические мастерские, огромные традиционные дровяные печи для обжига керамики, а также учебные работы корейских студентов, поскольку семестр только закончился и работы студентов были выставлены для просмотра. На прощание профессор Сунг Джэи Чой вручил Евгению, как коллеге, каталог своих выставочных работ по художественной керамике и визитку для будущего сотрудничества. Было крайне познавательно и невероятно интересно. Но и это ещё не всё: затем мы посетили множество археологический южнокорейских музеев, в том числе центральный музей в Сеуле. Это было такое погружение, которое пробудило интерес к археокерамике и восточной керамике на всю оставшуюся жизнь. Поэтому, когда в 2018 году коллективу Художественной мастерской "Асстей" предложили поучаствовать в выставке в залах Приморского отделения Союза Художников России, я выбрал для показа работу "Хранитель", созданную под впечатлением от раскопок бохайского городища и общения с археологами.
И это история лишь об одном из полутора десятков пленэров, которые мы провели. А были ещё тематические пленэры по техникам: по керамике Мокко, кристаллическим глазурям, дровяному обжигу, реконструкции горна Янковской культуры… И конечно ни один пленэр не обходится без керамики Раку, технику изготовления которой привёз в Приморье с семинара в Минске хабаровский художник-керамист Константин Гречанов и продемонстрировал на пленэре у Евгения в далёком 2004 (?) году на острове Попова. Помимо этого были пленэры с творческими темами: «Чайный набор», парковая скульптура «Человек и море», огневая скульптура и ещё многое-многое другое. Каждый пленер для всех нас это долгожданная возможность ещё глубже погрузиться в керамику, мощный толчок в развитии и творческой реализации, который так необходим художнику.
2018 – участие в выставке в залах Приморского отделения Союза Художников России.